«На третий день был брак в Кане Галилейской и там положил Иисус начало чудесам и явил славу Свою». — Ин.2.1-11
Человек всегда интересовался чудесами, но часто этот интерес распространялся не далее его бытовых нужд и потому не находил должного ответа о сущности этого явления. Если мы попробуем выделить в Библии самое важное или главное чудо, то очевидно это будет непросто. Для кого-то это будут чудеса исцеления и воскрешения людей, кто-то будет впечатлен чудесами необычных природных явлений или чудесами совершаемые ангелами и пророками. Все это множество библейских чудес важно для жизни человека, потому что помогает укрепиться вере на главное чудо воскресения Иисуса, а потом уже и нашего. Фарисеи просили от Иисуса чудес и знамений, что Он есть Сын Божий, но Он отказал им в явлении чуда, потому что при многих Его делах, они не имели веры в Его избранность. Во всякое время Господь желает, чтобы человек утверждался верою не на внешних чудесах, но внутренних, духовных, происходящих в человеке.
Апостол Иоанн обращает внимание, что во время брачного пира в городе Кане, было совершено первое чудо Иисусом. И, именно через это чудо, Он «явил славу Свою». Казалось бы, «претворение воды в вино» довольно простое чудо в ряду других, более масштабных и глобальных чудес Библии. Чтобы понять славу этого деяния, необходимо более внимательно приглядеться к условиям свершения этого чуда. Вспоминая некоторые притчи Иисуса, а более книгу Откровение, где в высшем обетовании мы призваны на брачную Вечерю Агнца на небесах, становится понятным и знаменательным, что именно в начале служения Иисус и Его ученики были званы на земной брачный пир. Апостол выделил, что чудо в Кане произошло на «третий» день, а значит прежде нашего призыва на небесный брак, должно состояться нечто в днях первом и втором.
В предстоящие (многие) дни Иоанн Креститель крестил людей в воде, и очевидно говорил им много о Творце и тем крестил их верою в Бога. Так многие люди через разного рода пророков и учителей приходят к общей вере в Бога. У Крестителя были ученики, которые возможно, как и он вели аскетический образ жизни. В эти дни Креститель получил откровение, что за ним идет Некто, больше его, которому должно крестить людей Духом Святым. В первый день, когда он увидел Иисуса, то засвидетельствовал перед своими учениками, что «Сей есть сын Божий». Так, после крещения в воде и обещания Богу доброй совести, наступает день в который человек утверждается, что Иисус есть Агнец Божий, Который взял на Себя грех мира. При таком познании дел Иисуса, человек начинает сознавать, что греховная плоть, которая такова от начала, не может приблизиться к Богу Отцу, как только через Христа. В этот день Господь начинает крестить человека Духом Святым — духом любви, правды и истины. В сей день, человек однажды должен засвидетельствовать всем сердцем, что Иисус есть Христос и Сын Божий, как засвидетельствовал сие Иоанн Креститель. Таков был первый день учеников Иисуса от дня Иоанна Крестителя и таков первый день человека от дня крещения во имя Христа.
Во второй день двое учеников Иоанна последовали за Господом и оставили старого учителя: «Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно?». В сей день необходимо окончательно познать Его волю и, что надобно человеку от Господа. В этот день обретаются братья и друзья по вере, как Андрей нашел своего брата Симона и привел его к Господу, а Филипп услышав повеление Иисуса идти за Ним, нашел своего друга Нафанаила и привел к Иисусу. Это тот самый Нафанаил, который сидел под смоковницею и искал в Писаниях Того о ком писали пророки. В этот день необходимо окончательно расстаться с сомнениями в избранности Христа и желать увидеть Сына Божия своими глазами. Это и тот день, в который необходимо окончательно оставить все старое в жизни человека, оставить старые учения мира и даже начатки учения Христова, перечисленные в послании к Евреям. От этого дня ученикам обещано видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому, если только они идут за Ним, познавая Его волю.
И вот, наступил третий день, в который Иисус и Его ученики были позваны на брак в городе Кане. В Евангелии не говорится – чей это был праздник, но по каменным водоносам, предназначенным для иудейского очищения, мы догадываемся что это была иудейская община. Та самая община, которая всегда ставила высоко брачные отношения людей. Моисеев закон богат многими постановлениями, которые стояли на страже интересов молодых людей, но при этом этот союз часто носил горький оттенок неудачи и потери любви. Евангелист пишет, что во время брака не хватило вина и этот недостаток Иисус устранил претворением воды в вино. В Писании, вино часто носит прообраз радости, а вода является символом множества учений. С одной стороны, каменные водоносы, предназначенные для иудейского очищения откуда была взята вода, подразумевают старые (консервативные) учения от закона, не могущие приносить полноту радости в брачном союзе двух людей. Шесть водоносов имели по две или три меры, которые должны были быть наполнены. Так мера очищения человека от дел закона, может быть разной, но всегда измеряется полнотою искреннего служения Богу и должна быть наполнена познанием слова Божия в Духе Святом. Нельзя долго пребывать в очищении от закона Моисеева (иудейского). Но, полнота Божия выражается числом семь и этим седьмым источником очищения, является Христос. С другой стороны, Он сказал служителям пира почерпнуть воды из иудейских водоемов. Если под иудейскими каменными водоносами разуметь иудейские источники слова, в которых сокрыта определенная тайна, то при ее извлечении, обычная словесная вода, превращается в вино радости. Во многих притчах иудейских книг Галахи, Агады и особенно, книги Зогар, сокрыты серьезные тайны брачного союза двух людей.
Распорядитель пира не знал откуда вино, как и мы порой заблуждаемся в источниках радости, который для всех один – Христос. И это мы порой думаем, что подаем лучшее вино радости, когда проповедуем закон и оправдание его делами; когда смешиваем благодать с законом, когда проповедуем Христа распятого, но мало вознесенного и зовущего нас в свою обитель. Что земной брак, основанный на клятве, никогда не будет совершенен, где всегда не хватает вина радости. И не было у хозяина брачного пира той бережливости, о которой сказал распорядитель, как нет бережливости в нас, когда отвергаем Его слово в истине и нашей призванности в Его обитель, на брачную Вечерю Агнца, где царствует любовь во всей силе неперестающей. А потому необходимо поторпиться уйти от заблуждений и сберегать свое «хорошее вино» радости в земной обители, потому что хозяин пира, по существу не имел лучшего вина, но получил Его от Иисуса. И в другом месте Евангельского слова Иисус говорил, что на небесном пире Он будет пить новое вино со Своими учениками и иметь совершенную радость.
В этот, третий день земного брака необходимо расслышать Его призыв на брачную Вечерю и пир Агнца, который прозвучал в книге Откровение: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя, блаженны званые на брачную вечерю Агнца». И тогда третий день человеческой надежды, сбудется исполнением и присутствием на Его главном празднике любви.
Тарфон