В этом году исполняется 900 лет со дня кончины народного Целителя, преподобного Агапита Печерского.
Приблизительный год его рождения установлен только недавно. Однако каким было его первое имя и кем он был в миру, до прихода в Киевскую лавру, так и остается загадкой. Скупые, но удивительные сведения о нем сохранились лишь на страницах «Печерского Патерика», относящихся к ХI столетию.
Киевлянин Агапит пришел в монастырь одним из первых и был пострижен в иноки игуменом преподобным Антонием. Тем самым Антонием, из черниговского города Любеча, монахом из Афона, который вместе с преподобным Феодосием, из киевского Василькова, основал на берегах Днепра Киевскую Печерскую обитель. Здесь, в пещерах на склонах Славутича, Агапит стал свидетелем подвигов святого Антония. Великий Антоний Печерский, скрывая свою святость, исцелял немощных пищей своей. Люди думали, что им помогает его целебное зелье, а выздоравливали от его молитв
Тяжко захворал как-то черниговский князь Владимир (будущий великий князь Киевский, прозванный Мономахом).
Уже со смертного одра, как за последней надеждой, послал за Агапитом. «Если мне к князю идти, то и ко всем идти. Не допусти, Господи, мне ради славы мирской выходить за монастырские ворота», — услышал гонец. И получил от блаженного диагноз княжеской хвори и необходимые лекарства. Излечившийся от них князь отправил в Киев нового гонца — одного из своих знатных бояр с щедрыми дарами — в знак благодарности своему спасителю. А тот ответствовал, что никогда ничего не брал ни от кого и теперь не станет губить «мзду свою злата ради». По просьбе монаха княжеские деньги роздали нищим, а угощения передали в лечебницу святой обители.
Прослышали в Киев-граде, что есть в монастыре искусный целитель, избавляющий от страданий, и многие, занедужав, приходили к нему и выздоравливали. И не было случая, чтобы он когда-либо с кого-нибудь взял «гонорар» за лечение.
В своей лекарской практике Агапит обращался к рецептам древнего грека Гиппократа и римлянина Клавдия Галена. Внутренние недуги он исцелял особыми травами, которые ему специально доставляли из Константинополя. Но, видимо, больше всего на пациентов действовали его молитвы. Это был лекарь Божьей милостию. Недаром его монашеское имя Агапит в переводе с греческого означало «божественную любовь», то есть высшую степень любви и милосердия, сострадания к обездоленным, немощным и калекам.
Весной 1095 года хворь подкралась и к самому Агапиту. Кроме Армянина, обращаться было не к кому. Маг, пощупав ослабевшие руки своего соперника, не без злорадства объявил о его скорой кончине. И изрек дату: на третий день. Причем, полный самоуверенности, добавил, что если его предсказание не сбудется, он бросит свою веру и пострижется в монахи. Согласно тому же «Патерику», Агапит по этому поводу сказал: «Се ли есть твоего врачевства разум — смерть ли поведаши, а помощи ми не можеши? Аще еси хитр, то даждь ми живот». И добавил, что умрет не в третий день, а в третий месяц. Так оно и произошло: святой лекарь тихо почил в Бозе июня 14 дня года 1095 от Рождества Христова.
В который уже раз посрамленный Армянин мучительно оттягивал выполнение своего обещания, пока не явился к нему во сне сам св.Агапит и не напомнил о клятве. Окончательно посрамленный и поверженный маг и алхимик явился «с повинной» в Печерский монастырь и постригся в монахи.
Дело прп. Агапита Целителя продолжили его ученики. Один из них — прп.Алипий (Алимпий) Иконописец стал первым нашим дерматологом, другой — прп.Дамиан — первым педиатром. Еще один ученик Агапита — прп.Прохор — стал известным на Руси фармацевтом. Все они покоятся рядом с Учителем, в пещерах Киевской лавры.
А над гробом Учителя, в Ближних пещерах, была установлена икона с лаконичной надписью: «Прп. Агапит Печерский — врач безмездный».
В последние годы это погребение стало предметом особого внимания специалистов сначала Киевского мединститута, а затем Украинского медицинского университета. Ученые определили не только рост Агапита (166 сантиметров), но и его возраст (около 60 лет). Теперь можно датировать его рождение примерно 1035 годом. А это — период расцвета Киевской Руси, пик правления Ярослава Мудрого.
Исследованием мощей преподобного установлено, что Агапит при жизни страдал артрозо-артритом позвоночного столба, спондиалоартритом и парадонтозом. Он хромал на правую ногу и у него отсутствовал левый мизинец.
Изучение кистей рук привело к удивительному открытию: на ладонях нашего первого лекаря сохранились частицы медного порошка и пыльца тех самых — из Византии и Царь-града — растений, из которых «украинский Гиппократ» составлял первые в Киевской Руси лекарственные препараты.
Но самым удивительным результатом комплексных исследований было открытие биомоторных и радиопротекторных свойств мощей св. Агапита. Кандидат биологических наук Тамила Решетникова обнаружила, что в присутствии мощей у растений ускоряется рост и развитие, а также ослабляется воздействие радиации. Студенты-медики Р.Новакович, С.Дудник, В.Столяров, подтвердив эти выводы о благотворном влиянии мощей св. Агапита на живые организмы, выявили еще одну их способность — бактерицидное, обеззараживающее действие на состав окружающего воздуха (на небольших расстояниях). Практически это надо толковать как научное подтверждение факта наличия чудотворной ауры вокруг останков св.Агапита. Великий Целитель Киевской Руси и после смерти, спустя чуть ли не тысячу лет, продолжает быть Целителем.
Во всяком случае, так утверждает один из активных исследователей мощей, собравший ценнейшее досье о св.Агапите, молодой киевский врач Руслан Новакович (без его материалов не была бы возможной и настоящая публикация).
В 1890 году, в канун 800-летия со дня его смерти, на территории Покровского монастыря была возведена Церковь св.Агапита. Увы, она не простояла и полвека: в 30-е годы ее разрушили. И вот теперь за дело ее возрождения взялись студенты Украинского медицинского университета. Причем надумали соорудить не только церковь, но и памятник «украинскому Гиппократу». Открыть церковь и памятник св.Агапиту-лекарю предполагается в день 900-летия его кончины — 14 июня сего года. Инициаторы увековечивания памяти Агапита Печерского позаботятся о том, чтобы при первой же службе в будущем храме прозвучали молитвы о здравии тех, кто внесет свою лепту в реализацию задуманного благородного дела.