В 1743 году Король Фридрих II Великий по пути из Берлина в Потсдам заметил очень живописный холм, с которого открывался очень красивый вид.
Сан-Суси — Прусский Версаль
Дворец Сан-Суси — жемчужина колоссального средневекового дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси, достойно венчающая собой обширную территорию, преисполненную великолепными дворцами и другими строениями эпохи Гогенцоллернов
Название Сан-Суси дословно переводится с французского как «Без Забот» — именно таким беззаботным должен был казаться сам дворец и окружающий его комплекс удивительных строений
Дворец Сан-Суси был возведён по проекту Фридриха Великого всего за три года — с 1745 по 1747, для чего к строительству был привлечён близкий друг короля Георг фон Кнобельсдорф, основной представитель фридерицианского рококо
Сельская обстановка подчёркивалась стоящей неподалёку ветряной мельницей, которую Фридрих называл украшением Сан-Суси
Летний дворец, конечно же, является его центром: по бокам Сан-Суси уравновешен Картинной галереей с собранием бесценных полотен средневековых мастеров кисти и расположинными панданом к ней Новыми палатами. Ещё левее находится изысканный Оранжерейный дворец, а пройдя дальше, мы попадаем в Новый дворец, громадина которого могла вместить любое число приглашённых гостей; по центральной оси королевская резиденция находится между регулярным парком снизу и искусственными руинами наверху, вода из бассейна которых должна была питать королевские виноградники. К сожалению, бассейн в руинах на горе Руиненберг так и не был обустроен
О том, чего можно ожидать от главного парадного зала дворца, говорит хотя бы то, что прообразом для него послужил римский Пантеон. Именно над Овальным залом возврашается богато украшенный золотом купол дворца Сан-Суси, а полы здесь выложены редчайшим каррарским и силезским мрамором (символически подчёркивая присоединение Силезии к Пруссии), прообраз Пантеона же был выбран за то, что для Фридриха II римский «Храм Всех Богов» символизировал тему толерантности в государстве. Именно поэтому каждая новая фридерицианская постройка бессменно оборудовалась круглым куполом
О функциональном предназначении этой комнаты недвусмысленно говорят пюпитр для нот Фридриха Великого, выполненный Мельхиором Камбли, и старинный рояль работы Готфрида Зильбермана, за которым 7 мая 1747 года состоялась встреча двух признанных музыкальных гениев — Иоганна Себастьяна Баха и Фридриха Великого
Узкий коридор соединяет кабинет и спальню короля с его личной библиотекой, считающейся на сегодняшний день одним из самых роскошных и гармоничных помещений в стиле рококо, созданных когда-либо. Стены этой небольшой круглой комнаты обиты массивными кедровыми панелями и оборудованы такими же стеллажами из кедра, а само помещение украшено позолоченными рокайлями. Кедр был выбран для отделки библиотеки не случайно — такими панелями был отделан Храм Соломона в Иерусалиме, являющийся краеугольным камнем для членов масонской ложи, в число которых входил и Фридрих Великий
На парадный двор дворца Сан-Суси своими пятью окнами выходит узкая вытянутая галерея, на внутренней стороне которой особо почитаемые королём картины чередуются со скульптурами богов Древней Греции и Древнего Рима в специальных нишах, а внешняя сторона увешана зеркалами
В противоположном крыле дворца, как уже говорилось ранее, расположены пять гостевых комнат, две из которых — именные. Комната Роттенберга стоит особняком, не входя в общую анфиладу залов, и является парным помещением к расположенной в королевском крыле библиотеке. Другие комнаты для гостей образуют «двойные апартаменты» с альковом в противоположной окнам округлой стене
Вторые именные гостевые апартаменты — комната Вольтера — также известны как «Цветочная комната», из-за своего богатого оформления — жёлтые деревянные стены помещения украшены разноцветной резьбой работы Хоппенхаупта Младшего, в которой легко угадываются очертания животных, птиц, фруктов и цветов
О прилегающем парке можно почитать в отдельной общей статье о Дворцово-парковом ансамбле Сан-Суси
Главным элементом ансамбля является одноимённый летний дворец Фридриха II, находящийся в центре всей композиции. Дворец Сан-Суси зачастую называют Потсдамским Версалем, и вполне заслуженно, хотя внешне они не имеют ничего общего.
Правее от дворца находится одноимённая Картинная галерея Сан-Суси чьё собрание насчитывает десятки уникальных полотен заслуженных мастеров Средневековья.
Немного ниже и дальше галереи около небольшого пруда с лебедями возвышается колокольня лютеранской церкви Фринедскирхе.
С другой стороны от летней резиденции Фридриха II расположился огромный Новый дворец, громадину которого видно практически из любой точки парка Сан-Суси. Здесь заканчивается прямая как стрела 2,5-километровая главная аллея парка Сан-Суси, берущая начало у обелиска на восточной оконечности парка.
На полпути от Дворца Сан-Суси до Нового дворца находится небольшой Оранжерейный дворец в стиле итальянского ренессанса.
В противоположной части парка среди зелени расположился крошечный Китайский чайный домик Фридриха Великого.
К югу от парка есть ещё один небольшой классический дворец Шарлоттенхоф — резиденция кронпринца, а впоследствии — короля Фридриха IV.
Чуть выше от него устроены Римские купальни Фридриха IV, до сих пор сохранившие первоначальный внешний облик и роскошный античный мраморный интерьер.
По обе стороны от главной аллеи парка Сан-Суси, неподалёку от Нового дворца, панданом друг к другу стоят две ротонды — Храм Дружбы маркграфини Вильгельмины Прусской и Античный храм.
Исторический парковый комплекс произведений архитектуры и садового искусства Сан-Суси занимает 290 гектаров, а суммарная длина всех его дорожек составляет 70 километров. Парк Сан-Суси, по желанию Фридриха Великого, был устроен по образцу французского Версаля, для чего были высажены ровные сады с фруктами и овощами и проведена система фонтанов с гротом Нептуна.
http://lifeglobe.net/entry/4567
Картинная галерея Сан-Суси
Галерея находится в восточной части дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси. Сегодня здесь хранится колоссальная коллекция итальянской, голландской и французской живописи, экспозиционирующаяся в роскошных интерьерах здания, с позолоченными орнаментами потолков мраморными полами.
Новый дворец в Потсдаме
Новый дворец в Потсдаме начали возводить в западной части парка Сан-Суси в 1763 году, сразу по окончании Семилетней войны — в 1769 году строительство дворца и примыкающих к нему коммун с колоннадой было завершено.
Сами прусские монархи здесь не жили, предпочитая Новому дворцу свои собственные резиденции и непосредственно дворец Сан-Суси — бессменую официальную резиденцию королей Пруссии. Исключением стали лишь Фридрих III, переименовавший дворец в Фридрихскрон и распорядившийся окружить его рвом, и последний король Пруссии Вильгельм II, также оказавшийся неравнодушным к этому огромному строению.
Оранжерейный дворец в Потсдаме
Удивительный Оранжерейный дворец выделяется из разнообразия такого рода строений, которые мы привыкли видеть в европейских городах. Дворец-оранжерея был возведён сравнительно недавно — в 1851—1864 годах по велению прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Это выдающийся памятник архитектуры, одна из самых знаменитых достопримечательностей Потсдама, великолепно сохранившаяся до наших дней.