Сретение

Первые изображение принесения в храм Христа встречаются в V веке.

  Что значат символы иконы праздника, разъясняется в статье известного богослова Владимира ЛОССКОГО (публикуется в сокращении).

Сретение Господне, икона

Сретение. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. V век. Здесь, как и во многих других сценах мозаического убранства этой базилики, Богоматерь изображена в царских одеждах, в окружении ангельской стражи.
Так же, как Обрезание Господне, праздник принесения Младенца Христа в храм показывает нам, что закона Творец, закон исполняя, во храм приносится (вечерня, стихира, глас 1-й), ибо сказал Господь Моисею: Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, (потому что) Мои они (Исх. 13, 2), и о жертве очищения матери после рождения ребенка мужеского пола: По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику (Лев. 12, 6). В основе литургических текстов и иконографии Сретения лежит евангельское повествование об этом событии (Лк. 2, 22-39).

Первые известные изображения принесения Младенца Христа в храм мы встречаем в мозаике церкви Санта Мария Маджоре (V в.) и на эмалевом крестереликварии (полый крест, внутри которого хранятся мощи святого) конца V — начала VI века из Лютеранского музея. Иконография праздника Сретения окончательно складывается в период с IX по X век и с тех пор остается почти без изменений (3). Иногда мы видим Младенца Христа на руках Матери или тот момент, когда Она передает Его святому Симеону, но чаще всего сам Симеон держит Спасителя на руках. Младенец Христос никогда не изображается в пеленах: обычно Он одет в короткую рубашку, не прикрывающую Его обнаженные ноги. Сидя на простертых руках Симеона, Он благословляет его, как это изображено на нашей иконе. Это иконографический тип Христа Эммануила: «Младенца видев Тя, вопияше чудный Симеон: Превечнаго Слова, от Отца рожденна, страшуся и боюся руками моими объяти, Владыко, но с миром раба Твоего иский, ныне отпусти, яко Милосерд» (вечерня, стихира на «Господи, воззвах»).Сретение Господне, икона
Сретение Господне. XIX век. Из Богоявленского собора Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме.

«Днесь древле Моисею в Синаи закон подавый, законным повинуется велением, нас ради яко Милосерд, по нам быв. Ныне Чистый, Бог, яко Отроча Свято, ложесна разверз Чистыя, Себе Самому яко Бог приносится, законныя клятвы свобождая и просвещая души наша» (вечерня, 2-я стихира на литии).

«Ветхий Деньми младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится, Своего закона исполняя обещанием, Егоже Симеон приим глаголаше: ныне отпущаеши с миром, по глаголу Твоему, раба Твоего: видеша бо очи мои спасение Твое, Святый» (вечерня, стихира на литии, гл. 1-й). Как и в евангельском повествовании, тема очищения Богоматери как бы забыта: средоточие праздника — Сретение Мессии: встреча Ветхого и Нового Заветов.

На нашей иконе Сретение происходит перед престолом, над которым возвышается киворий (сень). На престоле иногда изображают крест, книгу или свиток. По левую сторону от престола стоит Богоматерь, по правую — праведный Симеон. Богоматерь жертвенно простирает руки, покрытые мафорием. Она только что передала Своего Сына праведному Симеону. Святой старец, наклонившись вперед, держит Младенца на обеих руках, также закрытых ризою в знак благоговения. Богоматерь сопровождает Иосиф, неся в складках своего плаща жертву бедных родителей: двух горлиц или двух молодых голубей (Лев. 12, 8). Эти птицы считаются символами Церкви Израиля и церкви язычников, равно как и символами двух Заветов, единый глава которых — Христос. Святая пророчица Анна, дочь Фануилова… вдова лет восьмидесяти четырех (Лк. 2, 36), стоит позади Симеона на втором плане, как и праведный Иосиф. Слегка отвернувшись, она поднимает вверх голову, покрытую платом; на её лице отражается пророческое вдохновение.

Личность святого Симеона Богоприимца имеет особое значение. Его пророчество, одна из трех «песен Нового Завета», в течение всего Богослужебного года поется на каждой вечерне. В святом старце, принявшем на свои руки Младенца Христа, хотели видеть храмового священника. Одни утверждали, что он был законоучителем, сыном Гиллеля и отцом Гамалиила, наставника апостола Павла. Другие говорили, что он один из Семидесяти толковников, переводчик Библии, и что Бог хранил его жизнь до пришествия Мессии в течение 350 лет. Литургические тексты прославляют праведного Симеона, как величайшего пророка. Более чем Моисей достоин Симеон носить звание «Боговидца». Ведь Моисею Господь явился окутанный мраком, а «Симеон на своих руках Первовечное Слово Отчее воплощенное понесе и языком откры Свет, Крест и Воскресение» (вечерня, 7-я стихира на литии). Крест в этой стихире указывает на оружие, которое пройдет душу Марии. «Ныне отпущаеши» приобретает новый смысл. Пророк просит соизволения Господа возвестить в преисподней благую весть о воплощении. Адаму, «во аде живущу, известити хотяй, иду, и Еве принести благовестив» (7-я песнь канона).

На нашей иконе ничто не указывает на священный сан Симеона; длинная ниспадающая одежда прикрывает его босые ноги до щиколотки. Как подобает назорею, у него непокрытая голова и длинные волосы. «Младенец Христос на старческих яко на престоле седит руках». В одном из припевов на 9-й песни канона говорится: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит».

 

Сретение Господне, мозаика
Вид на предалтарную арку базилики Санта-Мария Маджоре. Композиция «Сретение» находится справа в верхнем регистре мозаик.

Сретение Господне, фреска
Сретение. Фреска церкви Санта-Мария форис портас («за воротами») в Кастельсеприо (Италия, Ломбардия). Конец VII в. (?)
Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Миниатюра менология византийского императора Василия II – древнейшего из сохранившихся иллюстрированных сборников житий святых. Эта рукопись предположительно первой четверти XI века находится в собрании Ватикана (Vat. gr. 1612)

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Мозаика кафоликона (соборного храма) монастыря Осиос Лукас (преп. Луки Элладского) в Фокиде (Греция). Около 1022 года.

Сретение Господне, икона
Миниатюра из рукописи Евангельских чтений в собрании монастыря Дионисиат на св. горе Афон. (cod. 587) Третья четверть XI века.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Фреска церкви св. Пантелеймона в Нерези (ныне – Македония). 1164 год.

Сретение Господне, икона
Богоматерь с Младенцем из «Сретения». Фреска церкви св. Пантелеймона в Нерези.

Сретение Господне, икона
Сретение. Фрагмент эпистилия темплона из собрания монастыря св. Екатерины на Синае. Вторая половина XII века.

Сретение Господне, икона
Сретение. Плохо сохранившаяся композиция на предалтарных столбах Кирилловской (св. Кирилла Александрийского) церкви в Киеве. Конец XII века

Сретение Господне, икона
Общий вид на алтарную часть Кирилловской церкви в Киеве. То, что разнесенное по двум столпам «Сретение» находится на месте, где традиционно помещается «Благовещение» — уникальная особенность иконографической программы Кирилловских росписей. (Находящиеся выше фигуры Архангела и Богоматери из «Благовещения» принадлежат кисти М. Врубеля). И еще один момент – как видно из предшествующих памятников, в сложившейся в средневизантийский период иконографии праздника фигуры Марии, Иосифа, Симеона Богоприимца и пророчицы Анны разделены, как правило попарно, престолом с киворием над ним, который намекает на Святая Святых Иерусалимского Храма, в то же самое время изобразительно похож уже на собственно престол христианской Церкви. В пространстве же Кирилловской церкви этим престолом оказывается престол, реально стоящий в алтаре.

Сретение Господне, икона
Св. Симеон Богоприимец с Младенцем Христом. Фреска церкви Панагиа ту Араку в Лагудера (Кипр). Около 1192 года.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Фрагмент т.н. суздальских «Златых врат» — врат собора Рождества Богородицы в Суздале. XII-XIII вв. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Сретение Господне, фреска
Сретение Господне. Фреска церкви св. Троицы монастыря Сопочаны (Сербия). 1260-е гг.

Сретение Господне, мозаика
Мозаика Пьетро Каваллини в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме. Конец XIII века.

Сретение Господне, фреска
Сретение Господне. Фреска Мануила Панселина в соборе Протата на св. горе Афон. 1290.

Сретение Господне, фреска
Фреска собора Протата. Фрагмент.

Сретение Господне, фреска
Сретение Господне. Фреска церкви Успения Богоматери монастыря Грачаница (Сербия, Косово). Около 1321.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Фрагмент иконы из праздничного ряда Софии Новгородской. Собрание Новгородского музея-заповедника.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Фреска церкви Спаса монастыря Дечаны (Сербия, Косово). Середина XIV века.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Фреска церкви св. Димитрия Маркова монастыря (ныне – Македония). Третья четверть XIV века.

Сретение Господне, икона
Фреска церкви св. Димитрия Маркова монастыря. Фрагмент.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Фреска церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. Конец XIV века. Дореволюционное фото.

Сретение Господне, икона
Фреска церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. Фрагмент.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора Владимира. Около 1408 года. Андрей Рублев и мастерская. Собрание Гос. Русского музея.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Икона-«таблетка» из серии лицевых святцев Троице-Сергиевой лавры. Вторая четверть XV века. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника / ризница Троице-Сергиевой Лавры.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Икона из праздничного чина Спасо-Преображенского собора Твери. Середина XV века. Собрание Гос. Русского музея.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. XV век. Икона из собрания афонского монастыря Пантократор.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Икона-«таблетка» из серии лицевых святцев Софии Новгородской. Конец XV века. Собрание Новгородского музея-заповедника.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Икона из праздничного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1397 г. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Икона из праздничного ряда собора монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Первая половина XVII века. Собрание Ярославского художественного музея. Подобная усложненная иконография появляется в русском искусстве, вероятно, на рубеже XVI-XVII веков. Внизу слева изображен пророк Исайя, пишущий свои пророчества. Внизу справа помещено явление ангела Симеону, который, по преданию, переводил книгу Исайи для египетского царя Птолемея и усомнился в истинности слов пророка «се Дева во чреве примет». Ангел предсказал Симеону, что он не умрет до тех пор, пока «не увидит Христа Господня» В верхнем левом углу ангел с крестом в руках извещает Богоматерь о судьбе Ее Сына. Наверху в центре изображена Троица в иконографии «Отечество». Вверху справа помещено низвержение идолов, что является иллюстрацией к шестому икосу Акафиста Богоматери, повествующему о бегстве Святого семейства в Египет («идолы бо его (т.е. Египта), Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша…»). Внизу видна адская пасть с восстающими из нее праведниками и повергнутыми грешниками и дьяволом, что соответствует словам пророчества Симеона: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле…».

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. XVII век. Икона из собрания Псковского музея-заповедника.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Палехская икона XIX века.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне. Хромолитография типографии Е.И. Фесенко в Одессе. 90-е годы XIX века.

Сретение Господне, икона
Современная греческая икона. Источник

Рекомендуем статьи:

Галактический Календарь. Волна Семени

Галактический Календарь. Волна Семени с 1 декабря 2019 года . . . . . . . . . Галактически...

Галактический Календарь. Волна Жизни

Галактический Календарь. Волна Жизни с 1 по 13 апреля 2016 года.  Ежедневные публикации в этой теме...

Крепко держать штурвал!

Новый Год, пусть и по старому стилю, начинается символично со всех точек зрения. Бразды правления бе...

Галактический Календарь на 24.12.2014

Волну Земли ведут Мария Магдалина и Co. . . . . . . . . . Галактический Календарь на 24 де...

Начни день с улыбки!

Если каждое утро вы будете просыпаться с мыслью о том, что сегодня обязательно произойдет что-то хор...

Галактический Календарь на 04.07.2013

Волна Лёгкости. Ведущие: Сананда, Аштар, Крайон, Адама, Lenduce, Сен-Жермен и Мария Магдалина &nb...

Галактический Календарь на 28.04.2014

. . . . . . . . . . . Галактический Календарь на 28 апреля 2014 года, понедельник, день...

Галактический Календарь на 27.12.2013

Волну Небесного Странника ведут Аштар, Крайон и Мария Магдалина       &nb...

Галактический Календарь на 03.11.2013

Волну Богини ведут Архангел Михаил, Крайон и Мария Магдалина.        ...

Ангел Сонкас (Soncas)

Описание Ангела - Rina. Стихи: Михаил https://youtu.be/odA-FxWcQUs   Анг...

Путь открыт!

Эзотерика. Энергии времени. Человеческий фактор. . . . . . . . . Путь открыт! Автор: Bl...

Новый сайт galactika-info.com

Уважаемые читатели, новые материалы публикуются на новом сайте: https://galactika-info.com/blog/ и ...

Божественная Мать

Образ Богоматери у Виктора Васнецова В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баум...

Галактический Календарь. Волна Жизни

Галактический Календарь. Волна Жизни с 08 по 20.07.2020 . . . . . . . . . Галактический Ка...

Урок духовности

Урок духовности                 ...

Свет любви!

Стихи: Михаил.             По ладоням Свет моим струится, Вечности миров в г...

Отражение судеб...

Всё, что я вижу, является отражением событий, отношений между людьми, возникающих чувств и эмоций. К...

Эзотерические прогнозы

. . . . . . . . . .     **********************************...

В Летних Царствах....

Майк Куинси о жизни и будущем, октябрь 2017 . . . . . . . Полный текст: http://galacticchann...

Мария Магдалина: Безусловные чувства

Сочувствие и любовь пусть коснутся твоей души...   . . . . . . . . ...
Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Powered by WordPress | Designed by: index backlink | Thanks to insanity workout, car insurance and cyber security