В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Швейцарии значится 10 наименований (на 2012 год), это составляет 1,0 % от общего числа (962 на 2012 год). 8 объектов включены в список по культурным критериям, причём 1 из них признан шедеврами человеческого гения (критерий i), а оставшиеся 3 объекта включены по природным критериям. Кроме этого, по состоянию на 2012 год, 1 объект на территории Швейцарии находbтся в числе кандидатов на включение в список Всемирного наследия. Швейцарская Конфедерация ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 17 сентября 1975 года. Первые три объекта, находящиеся на территории Швейцарии были занесены в список в 1983 году на 7-ой сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь Святого Иоанна (ромш. Clostra Son Jon, нем. Kloster St. Johann) — старинный бенедиктинскиймонастырь, расположенный в швейцарской деревне Мюстаир (долина Валь Мюстаир, кантон Граубюнден). В1983 году внесён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО как хорошо сохранившийся монастырь эпохи Каролингов.
Аббатство было создано приблизительно в 780 году епископом Кура, предположительно, по приказу Карла Великого. Оно было построено примерно в одно время с монастырями Кациса, Мистаиля, Пфеферса иДисентиса. Аббатство было основано в долине Валь Мюстаир, через которую проходил путь через перевалОфенпасс из Италии в Энгадин, и было укреплено, чтобы контролировать этот горный проход. В 881 годуаббатство полностью перешло под контроль епископа Кура.
Около 800 года перед монастырским кладбищем была построена часовня Креста. В течение первых лет существования аббатства, в начале XI века, в церкви был изображён ряд фресок. В дальнейшем, в XII—XII вв., поверх старых фресок были нанесены новые изображения. Первоначальные изображения были скрыты, и снова обнаружены только в XX веке.
Статуя Карла Великого в церкви аббатства
В X веке к церкви аббатства была пристроена башня. В течение XI века епископ Кура увеличил свою резиденцию в монастыре. Был построен ряд новых зданий, в том числе жилая башня, клуатр, двойная часовня святых Ульриха и Николая.
Двухэтажная резиденция епископа была отделана барельефами стукко и фресками. В XII веке монастырь на некоторое время стал женским. Преобразование аббатства в женский монастырь впервые упоминается в 1167 году, но фактически это произошло несколько раньше
Швабская война, во время которой Габсбурги пытались установить контроль над Граубюнденом и ключевыми альпийскимиперевалами, началась именно здесь. 20 января 1499 года войска Габсбургов оккупировали долину и разграбили монастырь, но вскоре, после битвы при Кальвине (нем. Calvin), были потеснены силами Трёх союзов (нем. Drei Bünde). После этого столкновения между Габсбургами и Швейцарской конфедерацией было заключено перемирие.
Однако это перемирие продлилось всего несколько дней, вспыхнул новый конфликт между войсками союзников конфедерации и Габсбургов. Эти стычки быстро переросли в Швабскую войну, которая завершилась в сентябре 1499 года Базельским миром, предоставившим Швейцарской конфедерации относительную независимость
Около 1500 года монастырская церковь была перестроена из однонефной, в стиле Каролингов, в трёхнефную в позднеготическом стиле. Вскоре после этого, в 1524 и 1526 годах, Иланцский договор ослабил светскую власть епископа Кура, и уменьшил финансовую поддержку монастыря. Это ограничило дальнейшее строительство монастыря.
После Тридентского собора с 1600 год а по 1614 год епископ произвёл ряд реформ, регулирующих церковную жизнь. Реформы определяли допущенных к таинствам, также благодаря им при монастыре была построена новая пивоварня. В это время также был смягчён ряд других требований к монахам, включая требования к общим помещениям для сна.
В настоящее время монастырь Святого Иоанна в Мюстаире является женским монастырём.
Танец Саломеи на ужине Ирода Антипы
Во время реставрационных работ, проводившихся в XX веке, были были обнаружены романские фрески 1160-х годов. Ряд других фресок датируется периодом правления Карла Великого. ЮНЕСКО признало их величайшей сохранившейся серией изображений, датированных 800-ми годами, а также лепнины, романских фресок и стукко
СТУККО, СТУК, ШТУК (итал. Stucco, нем. Stuck, польск. sztukateria, от позднелат. Stuccare — «отделывать») — лепной орнамент из гипса.
В оригинальной однонефной церкви с пятью апсидами сохранилось несколько фресок Раннего Средневековья, датированных приблизительно 800-ми годами. Изображения организованы в пять рядов, которые идут с южной стены через западную стену к северной. Верхний ряд показывает сцены жизни царя Давида изВетхого Завета.
Следующие три ряда изображают сцены юности, жизни и Страстей Христовых. Нижний ряд содержит сцены распятия Святого Андрея. На западной стене ряды изображений замыкаются картинойСтрашного Суда[5]. Рисунки были выполнены в ограниченной цветовой гамме, включающей охру, красный и коричневый цвета, для лучшего понимания эволюции некоторых христианских иконографических тем, таких как Страшный суд
Апсиды и восточная стена были заново расписаны в XII веке романскими фресками на различные библейскиетемы: празднование дня рождения Ирода Антипы (включая танец дочери Иродиады, повлекший за собой казньИоанна Крестителя), притчу о десяти девах, лики апостолов и Святого Стефана
Фрески:
Монастырь Святого Галла, ныне расположенный в швейцарском городе Санкт-Галлен, был в Средние века одной из крупнейших бенедиктинских обителей Европы. В 1983 г. внесён в список памятников Всемирного наследия как «совершенный образец большого монастыря эпохи Каролингов».
Был основан в 613 году Св. Галлом — ирландцем-учеником св. Колумбана. Карл Мартелл назначил настоятелем Отмара, который основал в монастыре влиятельную художественную школу. Рукописи, выполненные и проиллюстрированные санкт-галленскими монахами (многие из которых были родом из Британии и Ирландии), высоко ценились по всей Европе.
При аббате Вальдо из Райхенау (740—814) была основана монастырская библиотека, одна из самых богатых в Европе; во время нашествия венгров в 924—933 гг. книги были вывезены вРайхенау. По просьбе Карла Великого папа Адриан I направил в Санкт-Галлен лучших певцов, которые обучили монахов технике григорианского пения
.
В 1006 году братия зарегистрировала вспышку сверхновой SN 1006
. Начиная с X века, монастырь Св. Галла вступил в политическое соперничество с обителью в Райхенау. К XIII веку аббаты Санкт-Галлена не только одержали победу в этом противостоянии, но и добились признания в качестве самостоятельных суверенов в составе Священной Римской империи.
В последующие годы культурное и политическое значение монастыря неуклонно снижалось, пока в 1712 г. в Санкт-Галлен не вошло швейцарское ополчение, которое увезло с собой значительную часть монастырских сокровищ. В 1755—1768 гг. средневековые сооружения аббатства были снесены и на их месте выросли грандиозные храмы в стиле барокко.
Несмотря на потери, монастырская библиотека средневековых рукописей ныне насчитывает 160 тыс. единиц хранения и по-прежнему слывёт одной из самых полных в Европе. Одним из самых любопытных экспонатов является План святого Галла, составленный в нач. IX века и представляющий идеализированную картину средневекового монастыря (это единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего Средневековья).
Venantius-Fortunatus de signaculo sanctae crucis