Владимир Маяковский

«Всё ещё впереди…»

19.07.2013 К 120-летию со дня рождения русского поэта Владимира Маяковского.

 

Владимир Маяковский. 1924

 

 

 

 

«В Маяковском была исступленная любовь к жизни, ко всем ее проявлениям – к революции, к искусству, к работе, к женщинам, к азарту, к воздуху, которым он дышал. Его удивительная энергия преодолевала все препятствия. Но он знал, что не сможет победить старость, и с болезненным ужасом ждал ее с самых молодых лет.»                                  Лиля Брик.

С первых своих шагов в поэзии Маяковский жадно, настойчиво, непрерывно искал контакта своего стиха с сердцем «человека улицы», большого, массового читателя своего времени.

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.

(«Нате!», 1913)

Владимир Маяковский родился 19 июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии России в семье лесничьего.

МАЯКОВСКИЙ СЕМЬЯ
Гимназист Владимир Маяковский с родителями и сестрами. 1905

Владимир Маяковский боролся за этого читателя, проходя сквозь строй открытых атак и кулуарных интриг, сопровождавшихся улюлюкающими выкриками и записками: «Маяковский, для кого вы пишете?», «Маяковский, вас не понимает и не принимает массовый читатель».

 

В шумном хоре голосов отрицателей смешались и возмущенное шипенье снобов-эстетов, и громыхающая «словесность» псевдолевых вульгаризаторов.
Но, Государственный музей Маяковскоговопреки всему этому, еще при жизни Маяковский проторил себе дорогу к тому читателю, о котором он мечтал в своей поэтической юности, во имя которого он ушел из «барских садоводств поэзии — бабы капризной».
К нам, своим современным и будущим читателям, поэт обратился в своем последнем, завещательном произведении «Во весь голос», считая себя обязанным рассказать «о времени и о себе».
Десятилетия, отделяющие нас от времени создания последних поэтических строк МаяковскОкна РОСТАого, — достаточно большой срок для проверки временем силы читательского внимания к поэту и силы его влияния на поэзию его времени и последующих десятилетий. За этот период сошли с литературных подмостков и канули в Лету многие из тех, кто пророчил этот удел Маяковскому.
Еще при жизни Маяковского установились его связи с наиболее прогрессивными поэтами за рубежом, уже были проложены первые тропинки к сердцу зарубежного читателя.
Молодой Владимир Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов. Футуристы вошли в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников («Пощечина общественному вкусу», «Взял») и «желтыми кофтами фата», и разрисованными лицами, и нарочитой скандальностью публичных выступлений.
Владимир Маяковский, как и другие его товарищи по группе, также эпатировал публику и желтой кофтой, и эстрадными сарказмами, и броскими стихами.
Как и у других его сотоварищей по группе, у Маяковского тех лет было повышенное чувство личности, продиктовавшее ему и трагедию «Владимир Маяковский», и такие лирические стихи, как «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». В его стихах было выделено и подчеркнуто авторское «я»:

 

Владимир Маяковский среди молодежи

Владимир Маяковский среди молодежи

Я знаю —

гвоздь у меня в сапоге

кошмарней, чем фантазия у Гете!

Окна РОСТА

Под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить со вчера еще «безъязыкой улицей» новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия».   Как неутомимый «чернорабочий революции», Маяковский широко раздвигал рамки своих поэтических возможностей, шел к простоте своего стиха, своего поэтического образа. Как никто другой из поэтов, его современников, он чувствовал пульс своего времени, энергию устремленности в будущее:

  



 Мой стих
 трудом
 громаду лет прорвет
 и явится
 весомо,
 грубо,
 зримо,
 как в наши дни
 вошел водопровод
 сработанный
 еще рабами Рима.

http://www.youtube.com/watch?v=zToJwO7MIkg

Многие, поверхностно знакомые со стихами Маяковского, отпугнуты от них непривычной «лесенкой» построения, обостренной, иногда гиперболической образностью, преобладанием ораторской, трибунной интонации. Тем не менее, больше читая его, начинаешь понимать такую особенность стиха, как органическое слияние трубного баса поэта-трибуна с доверительностью «тихих» интонаций лирика.   Величественный итог жизни Владимира Маяковского, трагически оборвавшийся на своем высоком излете, — производное от большого и сложного пути поэта, его жизненной и литературной биографии, его открытий, его неутомимого новаторского поиска, вечной «езды в незнаемое», и постоянного ощущения себя «заводом, вырабатывающим счастье».

v-mayakovsky.com

Маяковский не то, чем кажется; не то, чем пыталась его представить советская пропаганда; не то, чем пытался представить себя он сам. Он был одним из меланхоличным, трепетным, нервным и нежным поэтом, — практически мужская версия Цветаевой. Он мог написать огромный сомнительный стихотворный текст («Я хочу, чтоб в дебатах потел Госплан, мне давая задания на год», «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо» и …), а потом приделать к нему невероятный «райский хвостик» в четыре строки. Вдруг раздается раскат грома и видна молния, а потом — шелест ливня, под который можно только дрожать и плакать: «Я хочу быть понят родной страной, а не буду понят — что ж, по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь». Электричество, которое бежит по этим строкам и бьет читателю прямо в глаза — самое ценное, что вообще существует в литературе.

  Творения Владимира Владимировича Маяковского всегда отличались своеобразием и новаторским подходом. Например, Маяковский зачастую пренебрегал стихотворным размером, делая упор на яркую и сильную рифму. Ну и, конечно, выразительности его строкам всегда придавали авторские неологизмы — новопридуманные слова, которыми щедро усыпано множество произведений Маяковского.

Мы составили свой список из 10 самых экстравагантных плодов словотворчества Маяковского.

«Голоштанный» — такую характеристику наряду с «голодным» получил в поэме «Владимир Ильич Ленин» народ, которому предстояло сделать выбор между Советами и буржуем.

За «Дрыгоножество» получает дом фаворитка Николая II балерина Кшесинская — в той же поэме о вожде мирового пролетариата.

«Сердцелюдый» — так называет поэт подобие человека, говоря о возможных жителях Красной планеты в другой поэме «Про это» («Если Марс, и на нём хоть один сердцелюдый, то и он сейчас скрипит про то ж»).

«Испавлиниться» в каждом окошке должны были цветы в строках трагедии «Владимир Маяковский».

«Молоткастым» и «серпастым» паспортом, извлечённым из широких штанин, гордился на зависть миру поэт в знаменитых стихах об этом документе.

Эпитет «задолицая» применил Маяковский в «Ленине»: «Вокруг, с лицом, что равно годится быть и лицом и ягодицей, задолицая полиция».

«Мясомясой» и «быкомордой» оравой называл поэт толпу в ранних стихотворениях. Венец всего — «верблюдокорабледраконьи» эскадры в «Пятом Интернационале».

Конечно, этот список можно было бы расширить до нескольких десятков или сотен потрясающих лексических единиц, благо что литературное наследие юбиляра огромно и поражает своим разнообразием любого читателя.

http://www.rg.ru/2013/07/18/mayakovsky-site-anons.html

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Рекомендуем статьи:

Икона Богородицы "Целительница"
1 октября - празднование иконы Богородицы "Целительница" - - Молитва к Пресвятой Богородице п...
Чудеса света. Храм Артемиды Эфесской.
  Жалкое зрелище этих развалин не позволяет разглядеть, построенное на этом месте, о...
Боголюбская икона Божией Матери
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, егоже благоверный к...
Галактический Календарь. Волна Семени
Галактический Календарь. Волна Семени с 16.03.2019 . . . . . . . .     Гала...
Ангел Рехаэль (Rehael)
                  Ангел Ре...
Галактический Календарь на 01.03.2013
С ченнелингом Сен-Жермена               ...
Галактический Календарь на 05.07.2014
Волну Звезды ведут Аштар и Мария Магдалина. . . . . . . . . . Галактич...
Сегодня в космосе и на Земле
05.03.2015 . . . . . . . . .
Мария Магдалина: Прими свой Скипетр!
.   . . . . . . Мария Магдалина: Прими свой Скипетр! Автор: Claudia Sali...
Космос
Астрономы обнаружили отдаленную планету покрытую стеклом Одна из отдаленных планет нашей Всел...
Галактический Календарь 14.03.2014
                  Галактич...
Галактический Календарь на 08.10.2014
Волну Шторма ведут Архангел Михаил и Мария Магдалина. . . . . . . . . . Галактический Ка...
Ангел Заниэль (Zaniel)
Описание Ангела - Rina  http://galactika.info/ Стихи: Михаил . . . . . . ...
Галактический Календарь на 12.10.2014
Волну Шторма ведут Архангел Михаил и Мария Магдалина. . . . . . . . . Галак...
Тайный уголок...
Стихи Scady и живопись удивительной красоты       Весна. Солнце милое, солнце...
23 февраля!
Низкий поклон героям - великим людям, для которых слово РОДИНА наполнено самым высоким смыслом! 
Урок духовности
13 октября
Мария Магдалина: Я сопровождаю тебя!
                Мария Магдалина: Я сопровождаю тебя!   Автор:...
Галактический Календарь на 07.09.2013
Волну Воина ведут Архангел Михаил и Мария Магдалина.         &nbs...
Пиано
Музыка...                 &nb...
1 762 просмотров