Великая Пруссия и Великие Гогенцоллерны. Потсдам. Сан-Суси.

В 1743 году Король Фридрих II Великий по пути из Берлина в Потсдам заметил очень живописный холм, с которого открывался очень красивый вид.

Сан-Суси — Прусский Версаль

Дворец Сан-Суси

 

http://youtu.be/gMxp5JTdGrE

http://youtu.be/TIsw5zPvZqE

 

Дворец Сан-Суси — жемчужина колоссального средневекового дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси, достойно венчающая собой обширную территорию, преисполненную великолепными дворцами и другими строениями эпохи Гогенцоллернов

Сан-Суси

Жёлтый вытянутый фасад дворца занимает небольшой холм, подходы к которому засажены стройными рядами виноградников

Виноградники

Название Сан-Суси дословно переводится с французского как «Без Забот» — именно таким беззаботным должен был казаться сам дворец и окружающий его комплекс удивительных строений

Без Забот

 

 

Виноградники

Дворец Сан-Суси был возведён по проекту Фридриха Великого всего за три года — с 1745 по 1747, для чего к строительству был привлечён близкий друг короля Георг фон Кнобельсдорф, основной представитель фридерицианского рококо

Потсдам

Идея состояла в том, чтобы не нарушить природную идилию виноградных холмов каким-нибудь угловатым крупногабаритным зданием, для чего предполагалось построить аккуратный небольшой приземистый дворец в стиле рококо, что, в итоге, и было воплощено в жизнь — выросший вскоре на этом месте летний особняк король впоследствии называл не иначе как «своим маленьким виноградарским домиком»

Природа

Сельская обстановка подчёркивалась стоящей неподалёку ветряной мельницей, которую Фридрих называл украшением Сан-Суси

Мельница

Исходя из того, что дворец Сан-Суси должен был стать хоть и официальной, но всё же частной, не парадной резиденцией Фридриха Великого, его изначальные площади и залы не предполагали размещения здесь гостей — были лишь помещения для проведения официальных приёмов. При этом залы дворца тщательно продуманы, как, впрочем, и весь дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси

Лестница

Летний дворец, конечно же, является его центром: по бокам Сан-Суси уравновешен Картинной галереей с собранием бесценных полотен средневековых мастеров кисти и расположинными панданом к ней Новыми палатами. Ещё левее находится изысканный Оранжерейный дворец, а пройдя дальше, мы попадаем в Новый дворец, громадина которого могла вместить любое число приглашённых гостей; по центральной оси королевская резиденция находится между регулярным парком снизу и искусственными руинами наверху, вода из бассейна которых должна была питать королевские виноградники. К сожалению, бассейн в руинах на горе Руиненберг так и не был обустроен

Фонтан

Одноэтажное жёлтое здание дворца органично вписывается в окружающий пейзаж и занимает почти всю верхнюю террасу. Боковые полукруглые флигели соединены с основным зданием без единого «шва», плавно перетекая в него

Сан-Суси

 

Фасад

 

 

Дворец Сан-Суси

Со стороны сада боковые флигели скрывают крытые галереи, завершающиеся двумя зелёными сетчатыми павильонами с золотым орнаментом

Галерея

х

Павильон

х

Солнце

х

Павильон

Полуовальный центр фасада сглаживает анфиладу внутренних помещений дворца, хорошо освещённую благодаря большому количеству стеклянных дверей. Над центральным окном бронзовыми буквами написано «Сан-Суси»

Гравировка

Огромное количество скульптурных изваяний вакхов и вакханок, выполненных Кристианом Глуме, как бы поддерживают крышу дворца, окружённую украшенной вазами баллюстрадой

Вакхи

В противоположном, северном фасаде, наоборот, царит строгость и покой — в центре, вместо вычурной полуовальной крыши южного фасада, находится простой прямоугольный ризалит с плоской крышей, а вместо вакхов перекрытия северного фасада поддерживают простые, но не безвкусные коринфские пилястры

Северный фасад

От здания дворца Сан-Суси отходят две колоннады, «обходящие» парадный двор полукругом и раскрывающиеся перед подъездной рампой на севере. Два ряда из 88 колонн образуют крытую галерею, украшенную, в тон основному зданию дворца, балюстрадой со скульптурными вазами

Колоннада

х

Ограда

х

Решётка

х

Дворец

х

КолонныТень

Ещё одной необычной прихотью монарха было возведение резиденции без цокольного этажа, несмотря на категорические возражения фон Кнобельсдорфа. Своё решение Фридрих Великий аргументировал тем, что этот частный дворец должен символизировать единение человека с природой, поэтому он должен иметь возможность беспрепятственно попадать в сад прямо из помещений первого этажа. К сожалению, пренебрежение советами архитектора вышло монарху боком — из-за близости к земле помещения дворца оказались вредными для Фридриха Великого, больного подагрой, которая в скором времени дала о себе знать, сильно обострившись

Сан-Суси

Оформлением интерьеров в стиле рококо также занимался Фридрих Великий лично, детально проработав каждую композицию и набросав эскизы, которыми впоследствии пользовались приглашённые королём художники Иоганн Наль, братья Хоппенхаупты, Генрих Шпиндлер и Иоганн Камбли

Статуя

х

Сан-Суси

При входе во дворец с северного фасада, мы попадаем в Вестибюль, оформленный так же скромно, как и фасад. Конечно же, при слове «скромно» — имеется в виду сравнение северной, более спокойной части здания с южной, которая буквально утопает в роскоши. Поэтому если начинать осмотр именно с Вестибюля, то особо скромным он не покажется — стены поделены на равные части десятью парами белых коринфских колонн, украшенных позолоченными капителями. Три декоративные композиции над дверью напоминают о находящихся рядом виноградниках. Зал отделан высшим сортом штукатурки — позолоченным искусственным мрамором, а над оформлением потолка постарался шведский художник Иоганн Харпер, изобразивший богиню Флора и её гениев, сбрасывающих цветы с небес на наши головы

Дворец Фридриха IIСан-Суси

О «скромности» Вестибюля вспоминаешь, когда попадаешь в овальный Мраморный зал напротив, расположенный у входа южного фасада Сан-Суси. О том, чего можно ожидать от главного парадного зала дворца, говорит хотя бы то, что прообразом для него послужил римский Пантеон. Именно над Овальным залом возврашается богато украшенный золотом купол дворца Сан-Суси, а полы здесь выложены редчайшим каррарским и силезским мрамором (символически подчёркивая присоединение Силезии к Пруссии), прообраз Пантеона же был выбран за то, что для Фридриха II римский «Храм Всех Богов» символизировал тему толерантности в государстве. Именно поэтому каждая новая фридерицианская постройка бессменно оборудовалась круглым куполом

Мраморный зал

По обе стороны от Вестибюля и Мраморного зала помещения размещаются уже не симметрично — в западной части находится 5 небольших гостевых комнат, а в восточной — королевские апартаменты (Зал аудиенций, Концертный зал, кабинет и спальня), библиотека и длинная галерея (на северной стороне). Непосредственно к Мраморному залу примыкает Зал аудиенций, чаще использовавшийся в качестве столовой, нежели зала для великосветских приёмов. Стены помещения увешаны картинами выдающихся французских художников XVIII столетия

фон Менцель

Концертный зал, обитый резными деревянными панелями, представляет собой яркий пример роскошного интерьера в стиле рококо, со множеством декоративных деталей и украшений, зеркалами и фресками. В своей любви к теме единения с природой король дошёл до того, что в музыкальном салоне дворца потолок имитировал садовую трельяжную беседку, в центре которой висела импровизированая паутина с золотыми паучками

Концертный зал

О функциональном предназначении этой комнаты недвусмысленно говорят пюпитр для нот Фридриха Великого, выполненный Мельхиором Камбли, и старинный рояль работы Готфрида Зильбермана, за которым 7 мая 1747 года состоялась встреча двух признанных музыкальных гениев — Иоганна Себастьяна Баха и Фридриха Великого

Рояль

Кабинет и спальня Фридриха II до нашего времени не сохранились — их интерьеры были переделаны в 1786 году Фридрихом фон Эрдмансдорфом в стиле классицизма. Позолоченная резьба по дереву на стенах из зелёного шёлка и золочёные гипсовые рокайли на потолке уступили место скучной классической обстановке, немного разбавленной ионическими колоннами по центру, на месте некогда богато украшенного парапета, и изображением знаков зодиака на потолке. От прежнего интерьера остался один лишь камин

Кабинет

Узкий коридор соединяет кабинет и спальню короля с его личной библиотекой, считающейся на сегодняшний день одним из самых роскошных и гармоничных помещений в стиле рококо, созданных когда-либо. Стены этой небольшой круглой комнаты обиты массивными кедровыми панелями и оборудованы такими же стеллажами из кедра, а само помещение украшено позолоченными рокайлями. Кедр был выбран для отделки библиотеки не случайно — такими панелями был отделан Храм Соломона в Иерусалиме, являющийся краеугольным камнем для членов масонской ложи, в число которых входил и Фридрих Великий

Библиотека

Собрание библиотеки Сан-Суси насчитывало более 2100 томов, и по королевской прихоти в каждом дворце Фридриха (в Сан-Суси, Новом дворце, Шарлоттербурге, дворцах в Берлине, Потсдаме и Бреслау) были обустроены библиотеки с абсолютно идентичным собранием книг, расставленных в одном и том же порядке, то есть монарх, уезжая из одного дворца в другой, мог поставить недочитанную книгу на полку, а по приезде взять с того самого места такую же книгу и продолжить чтение, как ни в чём ни бывало. Отличие заключалось лишь в монограммах на переплётах книг, говорящих о их принадлежности библиотеке того или иного дворца. Все книги Фридриха Великого были переплетены французскими и немецкими мастерами позолоченной козьей кожей коричневого и красного цвета

Камин

На парадный двор дворца Сан-Суси своими пятью окнами выходит узкая вытянутая галерея, на внутренней стороне которой особо почитаемые королём картины чередуются со скульптурами богов Древней Греции и Древнего Рима в специальных нишах, а внешняя сторона увешана зеркалами

Картины

х

Галерея

В противоположном крыле дворца, как уже говорилось ранее, расположены пять гостевых комнат, две из которых — именные. Комната Роттенберга стоит особняком, не входя в общую анфиладу залов, и является парным помещением к расположенной в королевском крыле библиотеке. Другие комнаты для гостей образуют «двойные апартаменты» с альковом в противоположной окнам округлой стене

Интерьер дворца

Вторые именные гостевые апартаменты — комната Вольтера — также известны как «Цветочная комната», из-за своего богатого оформления — жёлтые деревянные стены помещения украшены разноцветной резьбой работы Хоппенхаупта Младшего, в которой легко угадываются очертания животных, птиц, фруктов и цветов

Комната Вольтера

О прилегающем парке можно почитать в отдельной общей статье о Дворцово-парковом ансамбле Сан-Суси

Сан-Суси

Главным элементом ансамбля является одноимённый летний дворец Фридриха II, находящийся в центре всей композиции. Дворец Сан-Суси зачастую называют Потсдамским Версалем, и вполне заслуженно, хотя внешне они не имеют ничего общего.

Дворец Сан-Суси

Сан-Суси

Правее от дворца находится одноимённая Картинная галерея Сан-Суси чьё собрание насчитывает десятки уникальных полотен заслуженных мастеров Средневековья.

Картинная галерея

Немного ниже и дальше галереи около небольшого пруда с лебедями возвышается колокольня лютеранской церкви Фринедскирхе.

Фриденскирхе

С другой стороны от летней резиденции Фридриха II расположился огромный Новый дворец, громадину которого видно практически из любой точки парка Сан-Суси. Здесь заканчивается прямая как стрела 2,5-километровая главная аллея парка Сан-Суси, берущая начало у обелиска на восточной оконечности парка.

Новый дворец

На полпути от Дворца Сан-Суси до Нового дворца находится небольшой Оранжерейный дворец в стиле итальянского ренессанса.

Оранжерейный дворец

В противоположной части парка среди зелени расположился крошечный Китайский чайный домик Фридриха Великого.

Чайный домик

К югу от парка есть ещё один небольшой классический дворец Шарлоттенхоф — резиденция кронпринца, а впоследствии — короля Фридриха IV.

Шарлоттенхоф

Чуть выше от него устроены Римские купальни Фридриха IV, до сих пор сохранившие первоначальный внешний облик и роскошный античный мраморный интерьер.

Римские купальни

х

БаниИнтерьер

По обе стороны от главной аллеи парка Сан-Суси, неподалёку от Нового дворца, панданом друг к другу стоят две ротонды — Храм Дружбы маркграфини Вильгельмины Прусской и Античный храм.

Храм ДружбыАнтичный храм

Исторический парковый комплекс произведений архитектуры и садового искусства Сан-Суси занимает 290 гектаров, а суммарная длина всех его дорожек составляет 70 километров. Парк Сан-Суси, по желанию Фридриха Великого, был устроен по образцу французского Версаля, для чего были высажены ровные сады с фруктами и овощами и проведена система фонтанов с гротом Нептуна. К сожалению, прусским фонтаньерам не хватило навыков обращения с такой техникой, чтобы добиться необходимого напора, и фонтаны так и не были использованы по назначению. Эту проблему решили лишь через столетие, использовав паровую установку Августа Борзига, поднявшю струи Большого фонтана на 38-метровую высоту. Для нормального функционирования этой адской машины в бухте Хафеля была возведена небольшая насосная станция в виде турецкой мечети с трубой-минаретом.

Насосная станция

В верхней левой части парка, на горе Клаусберг, находятся особняк Бельведер и Домик с драконами.

БельведерБельведер

По парку Сан-Суси можно прогуливаться часами, ежеминутно удивляясь всё новым и новым сказочным видам, открывающимся за каждым поворотом парковых дорожек.http://lifeglobe.net/entry/4567

Картинная галерея Сан-Суси

 

Картинная галерея Сан-Суси

В 1961 году, когда готова была лишь внешняя часть галереи, известный французский писатель Жан-Батист Аржан отправил Фридриху II письмо, в котором восхищался строящимся зданием и называл самым красивым сооружением после собора Святого Петра в Риме.

Художественный музей

Бюринг возвёл вытянутое приземистое здание, обращённый к саду фасад которого украшен 18ю мраморными скульптурами, стоящими в простенках между доходящими до пола окнами.

Картинная галерея Сан-Суси

Скульптуры, выполненные Хеймюллером и Бенкертом, являются аллегорическими образами искусств и наук. Центр музея венчает необычный красивый купол.

Купол

Галерея находится в восточной части дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси. Сегодня здесь хранится колоссальная коллекция итальянской, голландской и французской живописи, экспозиционирующаяся в роскошных интерьерах здания, с позолоченными орнаментами потолков мраморными полами.

Картины

х

Галерея

Картины висят в массивных позолоченных рамах на зелёных барочных стенах.

Современность

х

Зал

х

Караваджо

Зеркальный зал Картинной галереи.

Зал Зеркал

После Второй Мировой войны многие бесценные полотна были утрачены, часть из них сегодня висят в частных коллекциях российских олигархов, а в картинной галерее Сан-Суси на месте похищенных полотен символически висит несколько пустых рам, в память о потерянных картинах .

Галерея Сан-Суси

х

Картинная галерея сзади

Источник

Новый дворец в Потсдаме

Новый дворец

Новый дворец в Потсдаме начали возводить в западной части парка Сан-Суси в 1763 году, сразу по окончании Семилетней войны — в 1769 году строительство дворца и примыкающих к нему коммун с колоннадой было завершено.

Новый дворец

х

Другой вход

х

Левое крыло

х

Сан-Суси

Строительство столь дорогостоящего дворца было с одной стороны обычным хвастовством, в чём впоследствии признавался и сам король, но с другой стороны такое расточительство должно было показать миру, что силы Пруссии не иссякли даже после трех силезских войн.

Фасад

х

Правое крыло

х

Статуи

Двухэтажное приземистое здание Нового дворца простирается на 213 метров в длину, насчитывая 322 окна, 230 пилонов и 428 статуй. В середине дворец венчает купол с тремя грациями, несущими корону.

Корона

х

Фасад

х

Купол

х

Вид с высоты

Дворец представляет собой яркий пример архитектуры позднего барокко. Всё это — благодаря проектам Иоганна Бюринга и Генриха Мангера, которые легли в основу строящейся резиденции. Интерьеры, по прихоти монарха, были оформлены в стиле рококо.

Пол

х

Новый дворец в Потсдаме

х

Длинный зал

х

Стол

х

Комната

х

Картины

х

Интерьер

х

Рококо

х

Потолок

х

Интерьер

Сегодня самой интересной достопримечательностью дворца является придворный театр XVIII столетия, занимающий весь второй и третий этаж южного крыла главного здания.Придворный театр

Хотя не менее интересным можно назвать зал-грот, отделанный настоящим окаменелым ископаемым деревом и драгоценными камнями. Кроме того, в его оформлении присутствуют ракушки, минералы, кораллы, стекольный шлак и белый мрамор, а пять окон выходят на дворцовый парк.

Зал-грот

х

Отделка

Сами прусские монархи здесь не жили, предпочитая Новому дворцу свои собственные резиденции и непосредственно дворец Сан-Суси — бессменую официальную резиденцию королей Пруссии. Исключением стали лишь Фридрих III, переименовавший дворец в Фридрихскрон и распорядившийся окружить его рвом, и последний король Пруссии Вильгельм II, также оказавшийся неравнодушным к этому огромному строению.

Новый дворец

Источник

Оранжерейный дворец в Потсдаме

Удивительный Оранжерейный дворец выделяется из разнообразия такого рода строений, которые мы привыкли видеть в европейских городах. Дворец-оранжерея был возведён сравнительно недавно — в 1851—1864 годах по велению прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Это выдающийся памятник архитектуры, одна из самых знаменитых достопримечательностей Потсдама, великолепно сохранившаяся до наших дней.

Оранжерейный дворец

Другое название дворца — Новая оранжерея, что, конечно же, связано с тем, что внутри эта самая оранжерея и разбита — здесь «зимуют» кадки с экзотическими растениями из парка другого известного дворца Потсдама — Сан-Суси, у северной границы которого и находится Оранжерейный дворец.

Сан-Суси

х

Оранжерея с тыла

х

Дворец-оранжерея

х

Статуя

Монарх сам набросал эскизы дворца, который ему хотелось бы видеть в конечном счёте, к дальнейшей работе были привлечены архитекторы Август Штюлер и Людвиг Гёссе.

Оранжерейный дворец

х

Арка

х

Коридор

Вскоре в северной части королевской резиденции Сан-Суси выросло новое, сравнительно небольшое здание Оранжерейного дворца в стиле итальянского ренессанса.

Дворец

Вид на парк со стороны Оранжерейного дворца:

Парк

х

Парк

Один из залов Новой оранжереи увешан репродукциями картин Рафаэля, а помещения, ранее занимаемые гостями и прислугой, сегодня отведены под музей и главный архив земли Бранденбург.

Картины

х

Зал Рафаэля

х

Оранжерейный дворец

Источник

Рекомендуем статьи:

Добрый день!
Сегодня, 31.08.2013                 ...
Ангел Шуглигель (Spugliguel)
Описание Ангела - Rina  http://galactika.info/ Стихи: Михаил        ...
Галактический Календарь на 03.01.2015
Волну Кармы ведут Сен-Жермен и Мария Магдалина. . . . . . . . . . Галактический Календар...
Галактический Календарь на 20.07.2014
Волну Богини ведёт Мария Магдалина.   . . . . . . .. Галактический К...
Фотопрогулка по земле
                  Italy,...
Урок духовности
21 мая. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов         &nb...
Галактический Календарь на 11.05.2014
Волну Божественного Дитя ведут Архангел Михаил и Мария Магдалина. . . . . . . . . . . Гал...
Урок духовности
20.09.2013              
Галактический Календарь на 14.01.2013
                  Галакт...
Мир вокруг нас
Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир под...
Путешествуя по миру. Ирландия. Сады Маунт Стюарт.
                 
Крайон: Для меня большая честь БЫТЬ!
                Крайон: Для меня большая честь БЫТЬ! . Авт...
Добрый день!
Сегодня, 25.03.2013               http://st...
Галактический Календарь на 07.08.2013
Волну Кармы ведут Сен-Жермен и Мария Магдалина.           ...
Галактический Календарь на 14.05.2013
Волна Человека. Ведущие: ТОТ-Атлант и Мария Магдалина (МааТ) & Co       ...
Галактический Календарь на 08.09.2014
Волну Небесного Странника ведут Аштар, Крайон и Мария Магдалина. . . . . . . . .. . Гала...
Урок духовности
20 января. Собор Иоанна Крестителя             ...
Урок духовности
17 февраля                 &n...
Богу дарю любовь!..
Стихи Ирины Киричук, живопись Алексея Хлебникова         ...
Иверская Икона Божией Матери
26 октября – Празднование Иверской Иконы Божией Матери (перенесение в Москву в 1648 году из Греции, ...
3 365 просмотров