Иконы Божьей Матери

Русь Православная всегда отличалась особым почитанием Божией Матери. Недаром она издревле имела славное и великое имя – Дом Пресвятой Богородицы. В Ее честь создаются хвалебные песнопения, посвящаются кафедральные соборы, пишутся многочисленные иконы.
Присутствие Богоматери, Ее незримое покровительство русскому народу ощущается в неисчислимых чудесах, явленных Ею. По вере людей, их истиной молитвы чувствуется заступничество Божией Матери в самые драматические минуты своего исторического бытия. Почитание Пресвятой Богородицы свершается в первую очередь через Ее святые иконы.
Только в церковном календаре значится двести семьдесят восемь почитаемых образов Божией Матери.

Икона Божией Матери «Знамение» прославилась в 1169году, когда защитила Новгород от осады. Согласно Сказанию о битве новгородцев с суздальцами в этом году город был осажден великим войском русским во главе с князем суздальским. На вторую ночь осады архиепископ новгородский Иоанн по велению гласа вынес икону Богоматери Знамение из церкви Спаса на Ильине улице и, вместе с новгородцами, крестным ходом обнес ею крепостные стены. Чуть позже, как гласит Сказание, во время атаки икона повернулась лицом к городу и все увидели текущие слезы Богоматери, тогда архиепископ поднес под них свою фелонь. Все горожане увидели знак, знамение того, что Божия Матерь молится за них перед Господом и Ее молитвы были услышаны. На захватчиков обрушилась страшная тьма, многие ослепли и начали бросаться друг на друга. Новгородцы воспользовались смятением в стане неприятеля и закончили битву полным разгромом суздальцев. В честь случившегося чуда было установлено празднование иконы Богоматери «Знамение» 10 декабря (27 ноября). Тип иконографии «Богоматери Знамение» пришел на Русь из Византии. В обоих центрах православия эта икона была очень популярна. Ее изображение встречается по всюду. Главная мысль иконографии: предзнаменование Рождества Иисуса Христа, Его Боговоплощение, некий символ Благовещения. Этим объясняется расположение иконы Богоматери Знамение в русском иконостасе. Она помещается в центр пророческого ряда как знак пророчества о Рождении Христа. Вздернутые к небу руки Богородицы означают заступническую молитву перед Господом. Поза, жест Богородицы, сама композиция иконы, устойчивая и симметричная, указуют на то, что молитва эта будет вечна. Божия Матерь здесь как символ всей молящейся православной церкви, предстоящей перед Богом. Подобная иконография всегда внушает людям внутреннюю уверенность, чувство защищенности от злого рока. Недаром «Богоматерь Знамение» очень часто брали на поля сражений. Как и всякая популярная иконография, композиция иконы дала развитие другим образам. Например, всем известная икона Богоматери «Неупиваемая чаша» берет свое начало от «Знамения». Непосредственно с историей образа связана иконография иконы «Чудо от иконы Знамение» («Битва новгородцев с суздальцами»). «Курской-Коренной» называют икону «Знамение» явленную близ г.Курск во время татаро-монгольского нашествия. Перед иконой Божией Матери «Знамение» Новгородская молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников, и о возвращении утраченного; об избавлении от чумы, о умирении враждующих и избавлении от междоусобной брани.

 


Образ пресвятой Богородицы «Слово плоть бысть»

Икона Божией Матери Албазинская
(«Слово плоть бысть»)
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:14). Эти слова из Евангелия определяют иконографию образа: при рождении Младенца Иисуса произошло Боговоплощение, т.е. Слово стало плотью, по-церковнославянски – «Слово плоть бысть».
На иконе изображена Богоматерь, носящая во чреве Богомладенца. Сама же иконография относится к типу «Знамение» и является его интерпретацией. Время и место ее явления не известны, икона прославилась своими чудесами.
Название «Албазинская» происходит от места пребывания – русской крепости Албазин на Амуре. Туда ее принес священник Ермоген в 1665 году, когда русские только закрепляли в Приамурье свое господство. Крепость Албазин не раз подвергалась нападениям войск китайского императора, но Божественным провидением Богородица спасала ее защитников. До 1690 года чудотворный образ находился в Спасском мужском монастыре близ Албазина. Сложная история становления русского государства не позволила иконе долго оставаться на этом месте. Очередной набег китайцев заставил албазинцев срыть крепость и уйти от сюда.

Дальнейшая судьба Албазинской Богоматери связана с городом Сретенск, затем Благовещенск, где она находилась в кафедральном соборе. Не мало чудес она творила и здесь, например, по сей день на слуху помощь Богородицы в избавлении от моровой язвы, или во время девятнадцатидневной осады Благовещенска, когда к городу неожиданно подошли китайцы. По словам самих захватчиков, они не раз видели Светлую Женщину, гуляющую по берегу Амура и внушающую им неподдельный страх и ужас. Видимо этот страх и не позволил китайцам штурмовать город.
XX век принес чудотворной иконе новые беспокойства, теперь уже исходящие от внутрироссийской жизни. Сначала Благовещенский собор горел и икону перенесли в небольшую часовню. А затем и вовсе сделали музейным экспонатом. Долгих пятьдесят лет она служила памятником «прошлой жизни». В 1991 году, когда Россия вспомнила свою многовековую православную историю, икона со звучным названием «Слово плоть бысть» вернулась на свое законное местопребывание, в кафедральный собор Благовещенска.
Православный народ чтит эту икону не только как невидимый Божественный щит, но и как Помощницу в родоразрешении. На многие века закрепился обычай молится перед ней за будущих матерей.
Ежегодное празднование Албазинской иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть» совершается 22 марта (9 марта по старому стилю).


Образ пресвятой Богородицы «Казанская»

Казанская Богоматерь – один из самых почитаемых икон в русском православии. Наряду с Владимирской она является популярным образом Богородицы, явившимся 8 июля (21 июля по новому стилю) 1579 года в Казани. Появление иконы на кануне смутного времени теперь можно считать знаковым. Казанская Богоматерь, относящаяся к типу Одигитрии («Путеводительница») Божественным проведением указывала русскому государству путь выхода из кризиса.
В настоящее время нет точных данных о происхождении иконографии образа, известно только, что русский иконописец написал Богородичную икону по примеру византийской. С многовековым пребыванием иконы на Руси связано много тайн и загадок. Например, необычно явление иконы в XVI веке в Казани. В 1579 году в городе вспыхивает пожар, который уничтожает большую половину строений. Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. К его девятилетней дочери Матроне во сне приходит Богородица и говорит, что под обломками их сгоревшего дома находится Ее икона. Девочке долго никто не верит, наконец, после слезных умалений мама девочки вместе с местным священником и прихожанами решается идти на пепелище, но поиски ни к чему не приводят. Икона является лишь самой девочке.
С тех пор образ стал главной святыней города и стал именоваться Казанским. Через 30 лет патриарх Гермоген прислал чудотворную икону в ополчение Минина и Пожарского для укрепления духа перед врагами. В 1709 году Петр I перед Полтавским сражением молился Казанской Богоматери о даровании победы (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). Михаил Кутузов в 1812 году в своих молитвах обращался к этому образу. Есть мнение, что именно эта икона спасла Москву в 1941 году, во время ленинградской блокады ее обнесли во круг городских стен. Многочисленные списки с чудотворного образа Казанской Богоматери разошлись по всему миру. Нахождение первообраза, явленного в Казани сегодня не известно. В 1904 году был разграблен монастырь, где хранилась эта икона.
Перед иконой Божией Матери Казанская молятся о прозрении слепых очей и исцелении болезней глаз, а также всех немощей телесных, об избавлении отнашествия иноплеменных, об заступлении в тяжелые времена, о сохранении Российской державы, ею благословляют вступающих в брак.


Образ пресвятой Богородицы «Владимирская»

Владимирская Богоматерь — один из самых известных и почитаемых образов. Относящийся к типу Умиление (Елеуса), он по праву считается «визитной карточкой» русской школы иконописи. По преданию этот образ был написан евангелистом Лукой на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. С того времени много веков эта икона является эталоном художественной силы, невероятной духовной наполненности в иконописании.

Многие поколения художников пытаются приблизится к этому образу, уловить в божественных чертах и безграничную материнскую любовь, и жертвенность, готовность отдать во имя спасения людского рода самое дорогое.
Свое название «Владимирская» византийская икона получила благодаря князю Андрею Боголюбскому, который взял ее с собой на княжение в г. Владимир, где она и прославилась своими чудесами. Этот образ не раз спасал русскую землю от завоевателей. Так, в 1395 году икона Владимирской Богоматери повернула войско Тамерлана вспять. Тюркский хан так и не смог завершить победой свой набег на Москву. Чудесное избавление от кочевников приписывают Владимирской иконе, которую специально принесли в город из Владимира. Кстати, благодаря этому событию в Москве появился Сретенский монастырь и улица Сретенка. Помимо этого, в летописях упоминается еще несколько случаев заступничества Богоматери Владимирской на полях сражений. Например, в 1451 году помощь Божией Матери ощущалась во время нашествия ногайского царевича Мазовши, и в 1480, в знаменитом «стоянии на реке Угре», когда фактически «закончилось» татаро-монгольское иго, и в 1521г. во время нашествия крымского хана Махмеда I Гирея.

Такая всероссийская святыня не могла оставаться только лишь местночтимой владимирской иконой и вполне закономерно, вместе с великим княжением перешла к Москве, которая в конце XV века стала сосредотачивать во круг себя русские земли. По примеру Владимира, в Москве икону поместили в Успенский собор Кремля.
С этой иконой связано несколько фактов из жизни знаменитого иконописца-монаха Андрея Рублева.

Многие исследователи сходятся на мнении, что выполненное поновление иконы в начале XV века принадлежит кисти прославленного художника. Им же в 1395 году был выполнен список с иконы, называемый теперь – «запасная Владимирская». Рублев «интерпретировал» образ по своему, незначительно изменив иконографию. Вообще, Владимирская Богоматерь всегда сподвигала на творческие искания. Так, известно, что икона стала основой для создания Симоном Ушаковым (одним из ведущих живописцев XVII века) иконографии «Древо государства Московского»; Игоревская икона Божией Матери также ведет свое начало от Владимирской иконы. Непосредственно с историей иконы связаны: «Сказание о Владимирской иконе», «Сретение Владимирской иконы», «Владимирская икона с акафистом».

Все это говорит о невероятной народной любви к этому образу. Он живет в веках и по сей день он остается одним из самых популярных и узнаваемых.

 


Образ пресвятой Богородицы «Феодоровская»

Федоровская икона Божией Матери – один из самых известных и любимых образов Богородицы. Ее иконография восходит к типу «Умиление», или «Милующая» («Елеуса»), когда между Матерью и Младенцем чувствуется особая теплота, забота и нежность. Так как Божия Матерь являет нам пример полного обожения рожденного на земле от земных родителей человека, то есть конечную цель существования Церкви, то в богословии иконы именно Богородица символизирует Церковь Христову.
Федоровская икона Божией Матери была особо почитаема императорским Домом Романовых, т.к. с нею было связано избрание на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Все иностранные принцессы, которых брали в жены русские императоры и великие князья получали после крещения отчество Феодоровна. Но прославление и почитание иконы началось гораздо раньше. Этот образ явил себя во времена опустошения Русской земли татарами. Самые ранние сведения об иконе связаны с псковской землей. Еще с начала XII века она находилась в часовне около города Китеж.
В 1164 году для нее построили обитель – Городской Феодоровский монастырь. Через несколько лет эта икона явилась близ Костромы. В 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты увидел на сосне икону, попытался ее взять, но образ поднялся в воздух. Пораженный этим чудом князь созвал духовенство. После молитвы икону сняли с дерева и поставили в соборном храме Костромы. Феодоровской она стала называться благодаря видению жителям города, которые утверждали, что накануне по городу шел воин в богатой одежде, очень схожий со святым великомучеником Федором Стратилатом, в честь которого в Костроме был построен собор.
Она не раз являла свое заступничество горожанам. Во время нападения татар эту икону обносили перед полками, укрепляя их в мужестве к предстоящей битве. Как гласит летопись, от Святого образа воссияли божественные лучи, ослепившие татар, они не узнавали друг друга и вместо врагов убивали своих. Собор, в котором находилась икона не раз горел, но образ после всеобщей молитвы находили целым и не вредимым. В настоящее время чудотворная икона Богоматери находится в кафедральном Богоявленском соборе Костромской епархии.
Празднование иконы установили 14 марта (27 по новому стилю) 1613 года, в день провозглашения Михаила Романова самодержцем.

 

СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «ОДИГИТРИЯ»

 

Смоленская «Одигитрия» – одна из наиболее почитаемых икон этого типа на Руси. Только чудотворных, особо чтимых списков с неё насчитывается более тридцати. Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца. На Смоленской иконе Богородица смотрит прямо, нет характерного для Иверской иконы поворота головы Божией Матери в сторону Богомладенца.

По преданию, Смоленская икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница».

По другой версии икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира.

Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с ВЛАХЕРНСКОЙ иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводительницей к вечному спасению.

После того, как князь Владимир Всеволодович Мономах перенёс икону «Одигитрия» в Смоленск и поставил в соборном храме Успения Богородицы, икона стала называться ещё и Смоленской. Впервые Смоленская чудотворная икона Божией Матери Сявила заступничество жителям города Смоленска во время его осады полчищами Батыя в 1238 году.

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425 г.г.) В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались два её списка (копии). Один был поставлен в Благовещенском соборе, другой – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Через год, в 1525 году, в память возвращения Смоленска было установлено 28 июля празднование в честь Смоленского чудотворного образа.

В 1602 году с Смоленской чудотворной иконы Богородицы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской «Одигитрия» в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлёвских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над французами икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск, где пребывала в Успенском соборе до 1941 года. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна.


Образ пресвятой Богородицы «Призри на смирение»


Образ пресвятой Богородицы «Страстная»


Образ пресвятой Богородицы «Иверская»


Образ пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов»


Образ пресвятой Богородицы «Ахтырская»


Образ пресвятой Богородицы «Взыграние»


Образ пресвятой Богородицы «Тихвинская»


Образ пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»


Образ пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет»


Образ пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет»


Образ пресвятой Богородицы «Умиление»


Образ пресвятой Богородицы «Спорученница грешных»


Образ пресвятой Богородицы «Почаевская»


Образ пресвятой Богородицы «Борисоглебская»


Образ пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»


Образ пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»


Образ пресвятой Богородицы «Шуйская-Смоленская»


Образ пресвятой Богородицы «От бед страждущих»


Образ пресвятой Богородицы «Умиление»

Образ пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»

Источник

Рекомендуем статьи:

Галактический Календарь на 08.07.2013

Волна Семени. Ведущие: Lord Sananda и Lady Nada/Мария Магдалина.       &n...

Ангел Азалиах (Asaliah)

Описание Ангела - Rina  http://galactika.info/ Стихи: Михаил        ...

Вечная Память!

Моей Героической Семье посвящаю   https://youtu.be/lrCxuYL_NAM . https://youtu.be...

Галактический Календарь на 21.01.2014

Волну Шторма ведут Архангел Михаил и Мария Магдалина.         &nb...

Урок духовности

15 марта                 ...

9. Лорд Цозар: Божественная Искра

Лекции Лорда Цозара, Космического Врача                 Космический Врач Лорд Цозар: Бо...

Галактический Календарь на 01.12.2013

Волну Исцеления ведут Космический Врач Лорд Цозар и Мария Магдалина.       ...

Галактический Календарь на 15.06.2013

Волна Зеркала. Ведущие: ТОТ-Атлант/Сен-Жермен и Мария Магдалина/МааТ       ...

Галактический Календарь на 07.01.2013

                  Галакт...

Архангел Задкиил (Tzadkiel)

Описание Ангела - Rina  http://galactika.info/ Стихи: Михаил        ...

День бескрайней любви!..

Стихи Ирины Киричук, художник: Robert Finale     Last Night On the Grand Canal ...

Ангел Захарнац (Saharnatz)

Описание Ангела - Rina  http://galactika.info/ Стихи: Михаил . . . . . . . ...

Lady Nada: Божественная Роза и дорога любви

Ченнелинг с медитацией                     Lady Nada: Божес...

Миг общения с Домом

Из Дома. Творчество Светланы: http://stargalaxie.net/viewtopic.php?f=40&t=386&start=315 ...

Благовещение

Благовещение - таинство и радость!             ...

Галактический Календарь на 14.08.2014

Волну Исцеления ведут Лорд Цозар и Мария Магдалина. . . . . . . . . . Галактический Календ...

Урок духовности

21 февраля                 &n...

Галактический Календарь на 29.03.2013

Волна Солнца. Ведущие Волны — Кумары: Планетарные Логосы Солнца и Земли – Гелиос, Мария Магдалина и ...

Звёздной ночью над озером правит блистательная Венера...

"Ночь скрывает мир, но показывает Вселенную"...     7.02.2014 Автор...

Грузинская икона Божией Матери

Празднование - 4 сентября В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Многие христианские св...
Share
Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Powered by WordPress | Designed by: index backlink | Thanks to insanity workout, car insurance and cyber security